МБОУ СОШ №135 имени
академика Б. В. Литвинова
г. Снежинск, Челябинская область
Методическая работа
27 апреля 2020, 16:58
Н.Ю.Шевченко
Зачем нужны проекты?

В этом году, в период подготовки индивидуальных проектов, некоторые семиклассники меня спрашивали: «А зачем нам эти проекты? Какой от них прок?». Я тоже задавалась этим вопросом, и вот к какому выводу пришла по итогам защит и последовавших за ними событий.

Учебный проект ценен не свой темой и даже не конечным продуктом, а алгоритмом, по которому нужно пройти, чтобы достичь поставленной цели. Алгоритм этот универсален – к какой теме его ни примени, всё равно результат получишь. И если этим алгоритмом овладеть, то можно вписаться в любую проектную команду, даже если мало знаком или совсем не знаком с ее участниками. В период карантина у меня так и вышло.

Есть такое мероприятие – Московский международный салон образования. Гигантская «выставка достижений образовательного хозяйства», проходившая каждый год в апреле на площадке ВДНХ. Более 400 организаций представляли передовые образовательные технологии, более 1000 спикеров участвовали в 500 мероприятиях деловой программы, более 50000 людей приходили на всё это посмотреть (специалисты сферы науки и образования, аспиранты, студенты, школьники, их родители). В общем, очень масштабный проект.

Что случилось в этом году, долго объяснять не надо. В начале марта стало известно, что никакого Салона на сей раз быть не может. Если только… если только не перевести всю эту «махину» в он-лайн. 11 марта команда организаторов ММСО приняла решение «Мы сделаем это!» и нырнула на 45 дней в созидательный туман. Я тоже в нем немножко «поварилась»: наша маленькая команда должна была сделать «продукт» в виде панельной дискуссии на тему «Как семье пройти в библиотеку?», рассказать родителям и детям чем школьная библиотека может быть полезна в меняющихся реалиях.

Две недели мы корпели над проектом в ZOOMе и WhatsApp, но с задачкой справились. И только потому, что владеем навыками реализации проектов: никто не спрашивал «что», «как» и «зачем», каждый четко знал свое дело. В эфире к нашей команде были приставлены дополнительно продюсер сессии, инженер, режиссер монтажа и модератор зрительского чата.

В итоге 26 апреля на качество продукта повлияли лишь технические моменты, которые нельзя было предусмотреть заранее. Первые две минуты, например, не писался звук. Потом в эфире что-то фонило (оказалось, это я не отключила микрофон, и звук трансляции с моего ПК шел обратно в эфир). Режиссер забыл включить мою презентацию, но это быстро решилось, и я управляла переключением слайдов из дома с мобильного телефона (еще никогда у меня не было дистанционного пультика с таким «радиусом действия»!). В самом конце у нас «отвалился» один спикер (у нее рухнул Chrome), поэтому 50-минутную трансляцию пришлось сократить. Но в целом всё прошло успешно.

Я рассказывала о том, чем школьные библиотеки могут помочь в плане информационной поддержки проектной деятельности учащихся. Если коротко, то там шесть пунктов:
- проконсультировать по поводу выбора темы проекта;
- рассказать, как сформулировать стратегию поиска информации, исходя из особенностей стоящей перед учеником задачи;
- познакомить детей и родителей со специализированными электронными ресурсами (электронные каталоги, электронные библиотечные системы и так далее);
- научить оценивать источник информации хотя бы по параметрам актуальность и достоверность;
- рассказать, как оформлять список использованной литературы, даже если список состоит из одних интернет-ссылок;
- помочь отформатировать пояснительную записку к проекту.

Всё это я постепенно расскажу в новом учебном году и вам. Но если сильно любопытно, то запись трансляции можно посмотреть по ссылке https://mief2020.mmco-expo.ru/program/kak-seme-proyti-v-biblioteku.

Правда для того, чтобы видео стало доступным (оно появится внизу экрана с анонсом), надо зарегистрироваться на ММСО по ссылке https://mief2020.mmco-expo.ru/reg/select. Регистрация сделана для того, чтобы «боты» не лезли. Работоспособность платформы Facecast, несмотря на всю её «крутизну», организаторам поддерживать нелегко – в первый день, 26 апреля на платформу пришли, например, более 50 тысяч уникальных посетителей.

Работа Московского международного салона образования продлится до 29 апреля. Надеюсь, что все пройдет хорошо. Проектная команда ММСО нагрузку выдержит. Лишь бы техника ее тоже выдержала. 

В это воскресенье, 26 апреля, начинает работу ММСО-2020. Разумеется в новом, онлайн-формате. Первый день деловой программы Салона будет посвящен родителям, которые в новых условиях превратились в продюсеров образования своих детей.

За месяц дистанционного обучения каждый родитель успел опробовать на себе новые роли: здесь и директор собственной мини-школы на дому, и учитель, и педагог дополнительного образования. Как справиться с обилием вызовов «дистанта» так, чтобы не пострадали ни эффективность образования ребенка, ни свободное время и силы его родителя?

Одной лишь родительской повесткой деловая программа форума, впрочем, не ограничится: в распоряжении всех участников Салона более 200 мероприятий на самые разные темы с участием до 1000 спикеров. Круглые столы, панельные дискуссии, представление передовых практик и мастер-классы.

Ссылка на программу форума: https://mief2020.mmco-expo.ru/program
Ссылка для регистрации: https://mief2020.mmco-expo.ru/reg/select

Обновление от 27 марта.
Фото Владислава Котлованова (11"А") и Екатерины Липс(10"А").

16.03.2020 года в МОБУ СОШ № 135 состоялось образовательное событие для учащихся 5-6 классов «Малахитовая шкатулка Урала». Оно было посвящено 85-летию Челябинской области и 140-летнему юбилею П. П. Бажова.

Старт событию был дан в актовом зале школы. Выпускники, одиннадцатиклассники, разыграли представление и погрузили ребят в мир сказов Павла Бажова. 

После чего все участники отправились на поиски уральских сокровищ. Каждой группе, их 24, нужно было выполнить метапредметные задания разного уровня сложности двух кейсов. Учащиеся работали с текстами сказов, решали качественные задачи, выполняли расчёты, работали с развёрткой шкатулки, раскрашивали её под малахит, а затем собирали в неё самоцветы.

Одиннадцатиклассники выступили в роли модераторов групп, они не просто сопровождали каждую группу, но и вели карту наблюдений за деятельностью каждого ученика, оценивая метапредметные результаты.

Финал события прошёл в актовом зале. Слаженная работа в команде, правильное выполнение всех заданий позволили ребятам изготовить малахитовую шкатулку и собрать в неё самоцветы. И гора самоцветов вновь засверкала!

Закончилось событие уральскими посиделками, где все не только насладились напитками и угощениями, но и заполнили карты рефлексии, поделившись своими мыслями об участии в событии.

Благодаря мощной подготовке материалов педагогами школы и учащимися 11 класса событие состоялось! Слова благодарности - всем организаторам и участникам события!

С 02.03.2020 по 13.03.2020 в МБОУ СОШ № 135 проходила декада педагогов-мастеров. Цель декады - реализация принципов индивидуализации в учебно-воспитательной деятельности. В рамках декады педагоги, стаж которых превышает десятилетний рубеж, показывали открытые уроки, учебные занятия, а также проводили мастер-классы для молодых педагогов.

04.03.2020 урок внеклассного чтения «Весёлые рассказы Н. Носова» провела во 2Б классе учитель начальных классов Е. Е. Стрижова. Ребята разделились на 4 команды, каждая имела своё название, связанное с одним из рассказов Н. Носова.

 В ходе урока ученики читали фрагменты рассказов по ролям, разгадывали кроссворд, демонстрировали иллюстрации к рассказам. В финале урока был проведён анализ достижения поставленной цели, а также - самооценка.

Урок физики «Архимедова сила» провела в 7Б классе учитель физики Л.А.Прусакова. Ребята проводили исследование, формулировали выводы о плотности веществ, решали качественные и количественные задачи. В рамках урока был проведён эксперимент, связанный с погружением в жидкость тел различной плотности. Слаженная групповая работа позволила учащимся сделать верные выводы.

Мастер-класс для молодых педагогов «Визуализация на уроке» провела учитель русского языка и литературы Н.В.Агафонова. В рамках мастер-класса было разобрано понятие «клиповое мышление», представлена карта путешествия по стихотворению Дона Аминадо «Города и годы». Участники мастер-класса актуализировали понятия кластера, граф-схемы, образовательного комикса, креолизованного текста.

05.03.2020 урок английского языка по технологии развития критического мышления провела для учеников 2Г класса О.Н.Сенчукова, учитель английского языка. В ходе урока ребята изучали новые слова, сравнивали их написание, проводили частичный фонетический разбор, работали с терминами «контекст», «апостроф».

В конце урока ученики получили творческое задание с целью лучшего запоминания слов – раскрасить соответствующими цветами буквы изученных слов и дополнить их ассоциативными рисунками. С таким заданием ученики успешно справились. В финале урока была проведена рефлексия на эмоциональном и деятельностном уровне. 

06.03.2020 учебное занятие в форме дидактической игры провела для учащихся 9В класса учитель математики Т.В.Бижова. Брейн-ринг начался с разминки – решения кроссворда, посредством которого ребята вывели тему – «Прогрессии». Затем ученикам предстояло разбиться на команды, исходя из выбранного определения арифметической или геометрической прогрессии.

 В каждой из команд был выбран капитан, и игра началась. Ребята отвечали на теоретические вопросы, решали практико-ориентированные задачи, оценивали свою деятельность по заданным критериям. В финале игры с помощью приёма «3-2-1» была проведена рефлексия.

10.03.2020 необычный урок в формате судебного заседания прошёл в 9А классе. Подготовил и провёл его учитель истории В.А.Шарапов. В ходе заседания слушалось дело В.Засулич. Ребята выбрали роли, исходя из собственных приоритетов: обвинители, защитники, члены судебной коллегии. Каждая из сторон озвучивала свои аргументы, после анализа которых обвиняемой был вынесен приговор.

 В финале урока были озвучены принципы судопроизводства по итогам реформы 1864 года, прошло сравнение с современной системой судопроизводства в России.

11.03.2020 занятие курса внеурочной деятельности провела для учащихся 3Б класса учитель начальных классов Е.В.Новгородцева. Занятие было посвящено использованию приёмов мнемотехники. В ходе работы ребята выполняли разные задания: вспоминали фразы, позволяющие заучить учебный материал, преобразовывали текст в картинки, а затем наоборот – записывали текст по собственным картинкам. Все эти приёмы помогают ученикам развивать память.


Урок междисциплинарного обучения (информатика и биология) был проведён в 6Б классе учителями Л.В.Фёдоровой и Е.В.Коренюгиной. Ученики сами сформулировали тему урока – «Применение наглядных форм представления информации для оформления результатов исследования», сравнивали два вида диаграмм – круговую и столбчатую, выполняли задания кейса, а также работали на компьютере. В финале урока каждый обучающийся дал оценку собственной деятельности.


12.03.2020 урок междисциплинарного обучения (информатика и технология) провели в 9А классе учителя А.А.Звездина и Н.П.Куракова. Речь на уроке шла о правильном питании. Ребята выбрали продукты для обеда, а затем рассчитали свой суточный рацион. Произвести расчёты помогла программа Excel. В финале урока ученики провели само- и взаимооценку, а также – рефлексию своей деятельности.


Урок русского языка по теме «Обособление приложений и определений» был проведён И.П.Клепаловой в 8Б классе. Урок начался со словарной работы: выяснение лексического значения слова книксен многих озадачило. Затем ребята сами сформулировали тему урока и поставили цель.

Работая индивидуально и в группах, обучающиеся выполняли различные задания по пунктуационному анализу предложений, составляли групповой конспект изученного материала. В качестве домашней работы получили задание написать хокку – впечатление от урока. Так пройдёт рефлексия, но в рамках следующего урока.


Мастер-класс для молодых педагогов провела учитель русского языка и литературы О.В.Мартыненко. В ходе мастер-класса коллегам были продемонстрированы фрагменты фильмов «Когда я стану великаном» и «Расписание на послезавтра». Это погружение позволило педагогам выйти на размышление о традиционном уроке и современном уроке по ФГОС, а затем провести сравнительный анализ таких уроков.

После чего ведущая мастер-класса разыграла с участниками учебную ситуацию, чтобы показать, как можно вывести учеников на формулирование темы и целей урока. В финале мастер-класса, разбившись на фокус-группы, молодые педагоги разработали фрагмент начала урока по ФГОС. В ходе рефлексии прозвучало мнение о необходимости продолжить серию подобных мастер-классов.


13.03.2020 урок информатики по теме «Множества» провели во 2Г классе учителя Л.В.Фёдорова и А.А.Звездина. Ребятам нужно было создать групповой проект, связанный с темой урока. Каждой группе достался свой комплект заданий.

Группы справились с поставленной задачей и успешно защитили свой проект. В финале занятия нужно было оценить работу каждого участника группы и провести рефлексию на эмоциональном уровне.

В ходе методической декады педагоги-мастера показали, что они обладают высоким уровнем профессиональной культуры, способностью строить свою педагогическую деятельность на основе любви и уважения к ученику, а также желанием постоянно повышать своё профессиональное мастерство.

После карантина молодые педагоги МБОУ СОШ № 135 продолжили давать открытые уроки.

С 20.01 по 31.01.2020 года в МБОУ СОШ № 135 прошла методическая декада молодых педагогов. Цель декады: внедрение системно-деятельностного подхода и принципов индивидуализации обучения при реализации ФГОС ООО.

13 января 2020, 09:56
Т.Н.Орлова
Тематический педагогический совет

09.01.2020 в МБОУ СОШ № 135 прошёл тематический педагогический совет «Национальная система учительского роста. Решение профессиональных задач». Это второй педсовет в рамках выбранной темы, первая его часть прошла в 2018-2019 учебном году.

Работа педагогического совета была сосредоточена на вопросе решения профессиональной задачи, которая похожа на разработку проекта. Такую задачу необходимо будет решить в рамках новой системы аттестации педагогических работников.

В ходе групповой работы педагоги выяснили, что содержательно задачи имеют приоритетную направленность на 4 аспекта: создание предметной среды учебной дисциплины (задачи 1 и 2); проектирование и реализацию образовательного процесса (задачи 3 и 4); проектирование и реализацию образовательной программы (задачи 5 и 6);  построение взаимодействия с участниками образовательных отношений (задачи 7 и 8). Аттестующемуся педагогу предстоит выбрать одну из предложенных задач и продемонстрировать эксперту ход её решения. Цель такой деятельности – проверить умения учителя создавать предметную среду и реализовывать образовательную программу.

В качестве примера была выбрана профессиональная задача, связанная с проектированием и реализацией образовательной программы формирования УУД. Каждая группа (их было 8) получила пошаговый план решения, разработала и презентовала один из шагов. В итоге был представлен полный цикл решения профессиональной задачи.

Финал педсовета предполагал рефлексию. Приём «Чемодан. Мясорубка. Корзина» помог каждому педагогу проанализировать свою деятельность и осмыслить перспективы новой формы аттестации педагогов.

Одной из важнейших задач, реализуемых в рамках методической работы школы, является организация профессиональной адаптации молодого педагога к учебно-воспитательной среде. Решить эту задачу помогает создание системы школьного наставничества.

Наставничество как форма профессиональной адаптации и повышения квалификации педагога известна с давних времён. Цель наставничества – оказание профессиональной помощи и поддержки молодому учителю, подготовка высококвалифицированного специалиста для работы в образовательной организации.

Преимущества этой формы организации помощи очевидны: педагогическое наставничество имеет более широкую направленность, обладает большей гибкостью, отличается многообразием форм и методов работы с молодыми специалистами в условиях реальной трудовой деятельности. Кроме того, в этом процессе осуществляется тесный межличностный контакт наставника и начинающего педагога, анализ сильных и слабых профессиональных позиций конкретного молодого учителя.

В нашей школе институт наставничества существует на протяжении нескольких десятилетий. В настоящий момент в школе работает шесть творческих шефских пар «педагог-наставник – молодой учитель». Это учителя математики – Т. В. Бижова и И. А. Буцик, учителя русского языка и литературы – О. В. Мартыненко и У. У. Габитова, учителя английского языка – И. Ю. Макарова и Ю. А. Черткова, учителя истории и обществознания – Т. Г. Горбатова и Ю. В. Лебедева, учителя информатики – А. А. Звездина и В. А. Морозова, учителя физической культуры – Л. А. Сироткина и А. Д. Клёнов.

Помимо традиционных форм работы с молодыми педагогами: индивидуальные консультации, практические занятия, посещение уроков, методические семинары, педагогические конференции, - в нашей школе применяются и инновационные формы. В январе и феврале 2020 года пройдут методические декады молодых педагогов и педагогов-мастеров. Кроме того, шефские пары организуют совместные учебные занятия.

Первое занятие было проведено 03.12.2019 учителями информатики – Анной Александровной Звездиной и Валерией Анатольевной Морозовой. С ребятами 7Б класса педагоги провели урок информатики в форме «своей» игры. Урок-повторение по теме «Измерение информации» прошёл динамично и интересно!

В ходе урока ребята продемонстрировали владение общепредметными понятиями, планировали пути достижения целей, а также совершенствовали умение включаться в диалог. Команда № 2 одержала безоговорочную победу, набрав 170 баллов. Каждый из участников этой команды получил отметку «5» за работу на уроке, остальные ребята – «4». Творческий тандем педагогов остался доволен совместной работой!

Такая совместная работа позволяет быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых учителей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе, повышать их профессиональную компетентность. В процессе наставничества затрагиваются интересы трех субъектов взаимодействия: молодого педагога, учителя — наставника и, конечно, школы. 

Образовательные организации Снежинска завершают первую половину десятинедельного дистанционного методического марафона для педагогов в сетевом центре компетенций «Школа Росатома».

С 11.11 по 13.11.2019 года административная команда и педагоги МБОУ СОШ № 135 приняли участие в дистанционном методическом марафоне для педагогов в сетевом центре компетенций «Школа Росатома».

Содержание вебинаров выстроено на рефлексии опыта внедрения эффективных технологий реализации Федеральных государственных образовательных стандартов уровней общего образования.

Индивидуальные учебные планы и технологии индивидуализации в условиях массовой школы были представлены на проведённых вебинарах руководящими и педагогическими работниками нашей образовательной организации. 

В общей сложности было проведено шесть вебинаров.
И.В. Миловидова, директор МБОУ СОШ №135, и М.П. Урвачев, заместитель директора по УР МБОУ СОШ №135, провели вебинары по темам:
«Особенности конструктивного решения пространства для реализации в школе ФГОС СОО в технологии сопровождения индивидуальных учебных планов учащихся»,
«Конструирование и реализация учебного плана старшей школы, реализующей ФГОС СОО в технологии сопровождения индивидуальных учебных планов учащихся» и
«Локальная нормативная база обеспечения реализации основной образовательной программы среднего общего образования в соответствии с требованиями ФГОС СОО в рамках технологии сопровождения индивидуальных учебных планов учащихся».

А.А. Урвачева, тьютор МБОУ СОШ №135, рассказала об опыте реализации технологии сопровождения индивидуальных учебных планов учащихся в условиях перехода на ФГОС СОО.

Т.Н. Орлова и Л.А. Шукшина, заместители директора по УР МБОУ СОШ №135, провели вебинар по теме «Конструирование и реализация учебного плана основной школы для обеспечения последующей эффективной реализации ФГОС СОО в технологии сопровождения индивидуальных учебных планов учащихся».

И завершил методическую серию самый массовый по количеству ведущих вебинар «Особенности организации и содержания урочной и внеурочной деятельности в школе при переходе на ФГОС СОО», в рамках которого педагоги школы поделились опытом своей работы.

О.Н. Сенчукова, учитель английского языка МБОУ СОШ №135, рассказала об английском клубе, созданном при школе; 
Л.В. Федорова, учитель информатики МБОУ СОШ №135, - об опыте применения формы попеременного обучения во внеурочной деятельности;
О.В. Мартыненко, учитель русского языка МБОУ СОШ №135, - об особенностях преподавания литературы на углублённом уровне;
Е.С. Березовская, педагог дополнительного образования МБОУ СОШ №135, - о проектной и внеурочной деятельности.

Все вебинары можно посмотреть в записи на сайте проекта «Школа Росатома».

24 сентября 2019, 14:59
Т.Н.Орлова
Методический семинар

16-17 сентября 2019 года педагогический коллектив МБОУ СОШ № 135 прошёл обучение в рамках методического семинара «Индивидуализация обучения в альтернативу индивидуальному подходу».

Выбор темы не случаен. В 2018 году школа вошла в инновационную сеть образовательных организаций в рамках проекта «Школа Росатома». В 2019 году в пилотном режиме внедряет ФГОС среднего общего образования через индивидуальные учебные планы.

Семинар провела Марина Юрьевна Ковалёва, эксперт «Школы Росатома», заместитель директора по учебной работе МБОУ «Школа № 100» г. Железногорска, Красноярского края, педагог-психолог.

Первый день семинара прошёл в форме групповой работы. Разделившись на команды по личной инициативе, педагоги обсуждали, кто такой «удобный ученик» и «успешный человек», как подготовить к жизни успешную личность, сравнивали понятия «индивидуальный подход» и «индивидуализация».

Второй день семинара прошёл под девизом: «Комфорт - это плен, за стенами которого начинается прогресс». Педагогам вновь предстояла работа в группах, но не по собственным предпочтениям, а по жребию. Кроме того, в каждую из групп вошли учащиеся – десятиклассники школы. Именно они в текущем учебном году учатся по индивидуальным учебным планам.

Перед началом работы каждая группа получила задание – сформировать учебную неделю, продумав только неучебные формы работы, то есть урочную форму использовать было запрещено. Два часа плодотворной работы – и проекты начали появляться на стенах зоны Open Space. Затем каждая группа публично защищала свой проект.

Какие формы неурочной деятельности были предложены? Интеллектуальное погружение, решение проектных задач, практико-ориентированная деятельность, экспериментально-опытная деятельность в разновозрастных группах и другие.

Безусловно, активная работа в командах совместно с ребятами оживила дискуссию, способствовала целенаправленному обмену мнениями, идеями, суждениями ради поиска истины.

В ходе семинара было отмечено, что необходимы изменения организации образовательного процесса таким образом, чтобы каждый учащийся смог найти то, что интересно именно ему. Обязанность школы – сопроводить интерес учащегося, помочь в преодолении трудностей и способствовать реализации задуманного. Именно такой деятельностью займётся педагогический коллектив школы в ближайшие годы.

Важно
25 июня 2019, 16:57
Т.Н.Орлова
Семинар «Школы Росатома»

В результате победы в конкурсе школ, внедряющих сетевые стандарты «Школы Росатома» в условиях введения ФГОС основного и среднего общего образования, коллектив МБОУ СОШ № 135 с сентября 2019 года будет внедрять сетевые стандарты «Школы Росатома» и Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования.

21-23.06.2019 в МБОУ СОШ № 135 в рамках проекта «Школа Росатома» прошёл экспертно-проектный семинар «Проектирование и реализация основных образовательных программ уровней общего образования в соответствии с требованиями ФГОС», который провёл Роман Викторович Селюков, первый заместитель ректора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» (г.Москва).

В ходе семинара прошло погружение педагогов в практико-ориентированную деятельность. Три дня плодотворной работы позволили педагогическим командам решить ряд проектных задач. Прежде всего, были определены педагогические технологии, которые помогут осуществить индивидуализацию процесса обучения и достигнуть высокого результата обученности.

Внедрение сетевых стандартов «Школы Росатома» позволит коллективу МБОУ СОШ №135 перейти от академической к социальной модели с субъектно-центрированным образованием. Каждая из педагогических команд методом «мозгового штурма» создавала новые форматы обучения: погружение в предмет, образовательный форсайт, фасилитационная практика и другие, - а затем защищала свой проект.

Селюков Р.В., акцентируя внимание педагогов на сетевых стандартах и ФГОС, рассказал о задачах, стоящих перед обучающимся на каждом уровне обучения: ученик начальной школы должен развивать учебные способности, ученик основной школы- понимать границы своих возможностей, ученик средней школы, действуя по собственному замыслу, должен поставить задачу и решить её. Задача педагога - сопровождать деятельность обучающегося и создавать условия для его учебной деятельности: создание ситуаций выбора, обеспечение пространства проб, формирование избыточной среды обучения.

В результате проведённой внешней и внутренней экспертизы был сделан вывод, что коллектив МБОУ СОШ № 135 готов к внедрению сетевых стандартов «Школы Росатома» и ФГОС СОО.

14 июня 2019, 13:48
Т.Н.Орлова
Вышел методический сборник

В финале 2018-2019 учебного года вышел сборник материалов «Уроки междисциплинарного обучения (из опыта работы педагогов МБОУ СОШ № 135) по итогам методических декад естественнонаучного и гуманитарного циклов, прошедших в учебном году.

В методическом пособии опубликованы материалы Агафоновой Н. В., Рудановой Н. Ю., Мартыненко О. В., Ординой Н.В., Звездиной А. А., Кураковой Н. П., Израилевой Ю. Б., Фёдоровой Л. В., Козловой Е. М., Орловой Т. Н., Макаровой И. Ю., Ярулина Ю. В., Горбуновой Н. В., Коренюгиной Е. В., Шарапова В. А., Коробейниковой Н. П., Клепаловой И. П., Елисеевой Е. В., Прусаковой Л. А., Щербины А. Н., Богдановой А. А., Зубовой Г.Н..

В течение двух лет (2017-2018 и 2018-2019 уч.г.г.) педагогический коллектив школы работал над методической темой «Создание мультидисциплинарного инновационного образовательного пространства для участников образовательных отношений МБОУ СОШ № 135 имени академика Б. В. Литвинова». Одним из ключевых моментов в организации такого пространства стало использование междисциплинарного подхода в обучении.

Основными методиками, применяемыми в технологии междисциплинарного обучения, являются активные методы исследования, а именно: индуктивного и дедуктивного исследования, а также проблемно-диалоговый метод. Данные методы обучения способствуют развитию продуктивного мышления высокого уровня, способностей к исследовательской работе, обеспечивают самостоятельность в учении, стимулируют выдвижение новых идей, развивают способности к самопознанию и саморазвитию.

Сборник рекомендован педагогическим работникам, психологам, методистам образовательных организаций основного общего и среднего общего образования.

20 мая 2019, 15:32
Н.В.Ордина
Удивительный мир театра

С 13.05 по 17.05 в школьном методическом объединении учителей «Творчество» прошла методическая неделя, посвященная Году Театра. Педагоги подготовили ряд интересных, познавательных, творческих мероприятий.

24 апреля во время выездного совещания в г.Челябинск, заместители директоров по воспитательной работе посетили технопарк «Кванториум». Здесь развивают не только Лего –конструирование, но и авиа-моделирование, судо-моделирование, ЗД –моделирование.

Было очень интересно. Хотелось бы в дальнейшем иметь подобный центр в нашем городе для развития кружков технической направленности.

С 17 по 19 апреля 2019 года команда МБОУ СОШ № 135 в составе заместителя директора по учебной работе Т. Н. Орловой, учителя информатики А. А. Звездиной и учителя технологии Н. П. Кураковой побывала на стажировке в рамках образовательного проекта ГК «Росатом» «Школа Росатома» у О. К. Ширяевой, победителя Конкурса учителей, владеющих эффективными технологиями реализации ФГОС уровней общего образования.

Тема стажировки оказалась крайне актуальной – «Психологическое сопровождение в деятельности педагогов, формирующее внутреннюю готовность обучающихся к включению в образовательную деятельность, основанную на принципах индивидуализации».

С самого начала стажёры были погружены в деятельность. Выбрав для себя роль (учитель, участник, тьютор, эксперт, зритель), каждый из стажёров получил карту индивидуального маршрута и осуществил погружение в общелицейский День Науки «Техно-перформанс». В ходе работы все стажёры простроили индивидуальную стратегию поведения, а позже провели самооценку деятельности в выбранной роли.

После выполненной работы каждый из стажёров осуществил смысловой хайкинг: разделившись на команды, участники осуществляли экспертизу образовательной среды МАОУ «Лицей № 56» г. Новоуральска Свердловской области, позволяющую реализовать принцип индивидуализации.

Итогом первого дня стала домашняя сессия по подготовке образовательного события с учётом принципа индивидуализации.

На следующий день каждая из образованных стажёрами команд провела образовательное событие для учащихся лицея. Первая группа привела участников на фабрику сумасшедших игрушек, где нужно было сделать четыре развивающие игрушки из подручного материала, а затем их опробовать, вторая группа вывела участников на размышления о профессиях будущего, а третья – на проблемы г. Новоуральска в преддверии юбилея города – 65летия. По окончании проведения трёх событий состоялся их анализ с учётом внешней и внутренней экспертизы.

Третий день стажировки позволил участникам перейти от бэкпэкинга (свободного выбора маршрута без конечной цели) к трекингу (маршруту с началом и предполагаемой конечной точкой, в ходе которого самостоятельно преодолеваются препятствия). Все участники стажировки разрабатывали способы оценивания эффективности психолого-педагогических приёмов и методов, а затем простроили индивидуальный трекинг.

Итогом стажировки стало осознание стажёрами необходимости системного применения принципа индивидуализации в практической деятельности.

Видео Г.С.Симоновой
Видео от С.Е.Зозуля, А.В.Рудя

9 апреля 2019 года на территории МБОУ СОШ № 116 города Челябинска состоялся Образовательный форум «Современная цифровая образовательная среда: новые возможности школы». Форум собрал административных и педагогических работников не только Челябинска, Снежинска, но и Москвы.

На форум были приглашены представители образовательного портала «ЯКласс», образовательной платформы «Lecta», корпорации «Российский учебник», компании «Microsoft» в сфере образования. Участниками панельной дискуссии, модератором которой выступил заместитель директора по учебной работе МБОУ СОШ № 135 М. П. Урвачёв, были обсуждены вопросы: необходимость использования в повседневной практике школы он-лайн ресурсов и цифровых инструментов, как цифровые ресурсы меняют школьный уклад, преимущества и риски цифровизации в школе и другие.

По окончании панельной дискуссии состоялись заседания секций: «Цифровые образовательные ресурсы в работе современного педагога: вовлечение, индивидуализация, рефлексия», «Office 365: управленческий и педагогический аспект», «Мобильное устройство на уроке», «ЯКласс на уроке и дома», в которой приняла участие заместитель директора по учебной работе Т. Н. Орлова. Татьяна Николаевна поделилась опытом работы по организации в школе дистанционного обучения.
Итогом форума стала интерактивная рефлексия, где каждый участник в режиме реального времени мог высказать собственное мнение о необходимости цифровизации школы.

26 марта 2019, 17:18
М.П.Урвачев, Екатерина Липс
Умные каникулы

Эти каникулы для девятиклассников школы №135 стали необычными. Ребята, которые планируют поступление в 10 класс, собрались в лагере «Орленок» на образовательном профориентационном событии «Умные каникулы». Они оказались в нестандартной обстановке, не похожей на школьные мероприятия. Для них проводились мастер-классы по разным направлениям:
- коммуникативное
- проектное
- исследовательское
- управленческое
- конструкторское

Ещё нужно было выполнить творческие задания. Было здорово, что команды состояли из учащихся разных классов. Обстановка была дружеская, ребята очень сблизились с учителями и наставниками. Организация была на высшем уровне. Каждый вынес для себя что-то новое и полезное.

Увлекательной была инженерная игра, в которой нужно было проявить смекалку и нестандартное мышление.
Завтра их ждет не менее продуктивный и насыщенный день.
Да здравствуют «Умные каникулы»!

День второй начался с деловой игры. По желанию ребята разбились на команды и выбрали вид деятельности. Нужно было представить, что каждая команда входит в состав какого-либо департамента города под условным названием Литвиновск, которым руководит администрация школы и учителя. Все трудились не покладая рук.

Департамент финансов занимался переводом денежных средств, выдачей кредитов, заработной платы. Департамент образования руководил повышением квалификации работников, проводил мастер-класс, на котором можно было найти ответы на весьма интересные вопросы: «Как выбрать ВУЗ?», «Какие профессии будут популярны в будущем?».

Предпринимательская организация ООО «БАК» представляла различные виды предпринимательской деятельности от торговли мелким товаром до производства автомобилей. Департамент здравоохранения планировал работу по сохранению здоровья жителей города.

Предпринимательская организация «All included» предлагала различные услуги для населения: страхование жизни, поиск утерянных вещей, услуги парикмахера и другие, то есть исходили из спектра услуг, в которых люди очень нуждаются.

Конечно, работали СМИ, реклама. Было ясно, что справляться с потоком денежных средств сложно, заботиться об образовании и здоровье людей важно, оказывать необходимую помощь нужно. А главное, что это трудно! И ребята это поняли. Сумели, оказавшись на месте взрослых, справиться с поставленными перед ними задачами.

Завершался день метапредметной игрой «Креатив – бой», в ходе которой нужно было решить сложный вопрос: появление камней в Долине смерти; выход из ситуации банкротства американского кафе; телевизионной зависимостью; сохранении Парфенона; защита ночных бабочек от летучих мышей. Ребята предлагали решения, а также получили нестандартный приз.

Сюрпризом вечера стала дискотека от организаторов.
Третий день – заключительный. Ребята представят индивидуальный проект – траектория ближайшего развития.

5 марта 2019, 20:29
Т.Н.Орлова
«Открытие». Итоги.

В первый день весны в нашей школе состоялось образовательное событие «Открытие». Выбор темы не случаен. Каждый человек в течение жизни открывает для себя что-то новое. Вот и ученикам 5-9 классов было предложено обучение в новом формате – в формате образовательного события. 

Такая форма способствует интеграции учебно-воспитательной деятельности, а также – созданию эффективного образовательного пространства, направленного на формирование целостной, разносторонне развитой личности. Принимая участие в турнирах, квестах, интерактивных и интеллектуальных играх, каждый попробовал открыть в себе новые возможности в пяти видах деятельности – управленческой, исследовательской, проектной, конструкторской и коммуникативной.

Началом события стал классный час, который провели для учеников основной школы учащиеся 10 и 11 классов. Каждый из творческих проектов, созданных старшеклассниками, был уникален: одни рассказывали об открытиях, совершённых человечеством в разные эпохи, другие сосредоточились на открытии своего «Я», третьи включили слушателей в активное взаимодействие. Словом, все погрузились в тему.

Следующим этапом стала работа в рамках события. Все ученики 5-9 классов были разделены на команды, причём классы были перемешаны, то есть ребятам приходилось взаимодействовать друг с другом, выстраивая коммуникацию с малознакомыми или незнакомыми школьниками.

Пятиклассники приняли участие в квесте «Путешествие по миру за один час», который для них организовали учителя информатики и физической культуры и ОБЖ. Им пришлось не только активно перемещаться по школе, но и решать сложные задачи, узнавать новые слова, проводить эксперименты.

Подробнее о пятиклассниках в репортаже команды СМИ...
Авторы материала Бондарева Софья - фото, Фоменко Данила - видео, Ковалёв Роман - статья.

Учащиеся 6-х классов стали участниками интерактивной ирга «Эврика!». Под руководством учителей русского языка и литературы ребята изучали новые слова и фразеологические обороты, выстраивали филологические цепочки (портрет – писатель - произведение), разгадывали кроссворды, создавали творческий мини-проект «Библиотека будущего», а в библиотеке настоящего осуществляли поиск информации из разных источников: энциклопедий, справочников, детских журналов.

Подробнее о шестиклассниках —  в репортаже команды СМИ (Мерсалова Екатерина, Рябова Арина, Борисова Ирина)

Ученики 7-х классов «открывали» волшебный мир книг Дж. К. Роулинг. Учителя английского языка познакомили ребят с биографией писательницы, рассказали о книгах, посвящённых приключениям Гарри Потера. А затем, отправившись по станциям, ученики отрабатывали грамматический материал в необычной форме и активизировали лексику английского языка.
Подробнее о семиклассниках в репортаже команды СМИ...
Авторы материала по ссылке: Черниязова Эля - фото, Менякина Анна, Маслов Кирилл - видео, Ахмадуллин Кирилл - статья.

Восьмиклассники участвовали в турнире Архимеда, решали сложные математические задачи. Сотрудничая с учителями математики, физики и химии, ребята работали с управленческим кейсом, исследовали формулу Пика, занимались конструкторской физикой и проектной химией, проводя эксперименты.

Подробнее о восьмиклассниках — в репортаже команды СМИ...
Авторы материала по ссылке: Чемезова Надежда - фото, Богатова Анастасия, Маслов Кирилл - видео, Прыкин Андрей - статья

Все выпускники основной школы были участниками интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» Интересные вопросы, составленные учителями истории, географии и биологии, заставили задуматься, нестандартно посмотреть на некоторые привычные вещи. Благодаря активному межличностному воздействию, девятиклассники совершенствовали коммуникативные, общекультурные, учебно-познавательные, ценностно-смысловые компетенции.

Подробнее о девятилассниках — в репортаже команды СМИ... (Куракина Анастасия - фото, Брылкин Василий - видео, Жирнова Кристина - статья)

Рефлексия стала итогом события. Она прошла на содержательном, деятельностном и эмоциональном уровнях. Ответы ребят показали, что работа в новом формате актуализировала их творческое отношение к собственной деятельности, а также навыки саморазвития и самообучения. Старшеклассники изъявили желание в следующем учебном году вновь подготовить и провести событие по другой теме.

Педагоги тоже провели рефлексию собственной деятельности и отметили: обучение в формате образовательного события имеет как плюсы, так и минусы, но то, что такой формат способствует успешной социализации личности, - бесспорно.

У вас есть свежая новость?
Хотите поделиться позитивом?

Присылайте текст и медиафайлы по адресу awr61@mail.ru.
Последние комментарии
Цветкова Н.В..., 6 июня 2020, 15:43
«Дорогие, любимые мои ребята, самые замечательные родители и коллеги! Благодарю ...»
С юбилеем, Наталья Викторовна!
Бижова Т.В., 5 июня 2020, 20:41
«Наталья Викторовна!. Какие у вас талантливые дети! Поздравляю Вас от всей душ...»
С юбилеем, Наталья Викторовна!
Орлова С.В., 5 июня 2020, 20:07
«Всех благ!»
С юбилеем, Наталья Викторовна!
Орлова Т. Н., 5 июня 2020, 10:30
«Замечательное поздравление! С Днём рождения, Наталья Викторовна!!!»
С юбилеем, Наталья Викторовна!
А.В.Рудь, ад..., 29 мая 2020, 09:23
«Уважаемый Посетитель! Сайт школы №135 не консультирует пользователей ЯКласс. Рек...»
Завершается льготная подписка Я+ на портале ЯКласс
Посетитель, 28 мая 2020, 10:09
«Как узнать ответ после задания если нет я+? Не даёт.»
Завершается льготная подписка Я+ на портале ЯКласс
А.В.Рудь, ад..., 28 мая 2020, 01:13
«Уважаемый Родитель, за схему прошу прощения. Теперь исправлено, благодаря Вам. ...»
График сдачи учебников
Родитель, 27 мая 2020, 20:58
«Схема не рабочая!!! Пришли сдавать учебники где должны были принимать Б и Г клас...»
График сдачи учебников
Руданова Н.Ю..., 21 мая 2020, 19:45
«Молодцы! Гордимся!Радуемся!»
Дань Памяти
Наталия Шевч..., 19 мая 2020, 17:11
«Вооот! Пока мы тут словами объяснялись, Алексей Владиславович успел найти и 3D м...»
График сдачи учебников
Наталия Шевч..., 19 мая 2020, 16:41
«Большое спасибо за вопрос! Мы повесим "стрелочки" везде, где это будет...»
График сдачи учебников
А.В.Рудь, ад..., 19 мая 2020, 16:23
«Спасибо за вопрос, уважаемый Автор. Работаем над схемой...»
График сдачи учебников
Автор, 19 мая 2020, 15:24
«Просьба пояснить, где находятся указанные двери????»
График сдачи учебников
директор, 19 мая 2020, 13:54
«Молодцы!!! Гордимся! Желаем дальнейших побед!!!»
Поздравляем с успешным стартом в науке!
Руданова Н.Ю..., 15 мая 2020, 22:45
«Молодцы! Дальнейших побед!»
Поздравляем с успешным стартом в науке!
Жданова Е.Ю, 15 мая 2020, 21:17
«Поздравляю, молодцы!!!»
Поздравляем с успешным стартом в науке!
Жданова Е.Ю, 13 мая 2020, 13:32
«Поздравляю коллектив и Елену Сергеевну с победой!!! Продолжайте в том же духе, м...»
Новая победа «Карамели»
Орлова Т. Н., 13 мая 2020, 11:31
«Поздравляем ребят и Елену Сергеевну!»
Новая победа «Карамели»
Наталия Шевч..., 12 мая 2020, 11:02
«София, спасибо большое! "Папмамбук" - действительно интересный интерне...»
Проект «+1»
София Щур, 11 мая 2020, 23:21
«Прекрасный проект! Спасибо! Для интересующихся современной детской и подростково...»
Проект «+1»
А.В.Рудь, ад..., 11 мая 2020, 21:01
«Василий, https://klukva.jimdofree.com/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F...»
Дипломы из Бразилии для «Клюквы»
Василий, 11 мая 2020, 20:43
«А что такое "Клюква"?»
Дипломы из Бразилии для «Клюквы»
Симонова Г.С..., 8 мая 2020, 16:56
«Молодцы!»
Дети читают о войне
Мухарямова, 8 мая 2020, 11:05
«Ссылки в сетевом городе не открываются»
О систематических сбоях в работе системы «Сетевой Город. Образование.»
Иван Пьянков, 8 мая 2020, 07:16
«Горжусь своим братом!»
Помните!
Сиионова Г.С..., 7 мая 2020, 22:02
«Администрация школы благодарит всех за активное участие в акции "Дерево По...»
Акция «Дерево Победы» (обновлено)
мама №2, 7 мая 2020, 21:47
«спасибо вам за всё!!!=)»
Завершается льготная подписка Я+ на портале ЯКласс
Сиионова Г.С..., 7 мая 2020, 21:35
«Молодец!»
«Только вдруг летним днём объявили войну»
Сиионова Г.С..., 7 мая 2020, 11:32
«Администрация школы гордится своим выпускником! 1000 лайков!!! С наступающим пра...»
Помните!
Горбатова Та..., 7 мая 2020, 08:25
«Горжусь тобой!»
Помните!
Карта сайта и поиск